Магия
December 20, 2022

📛КАРАЧУН🔥ЙОЛЬ

День Карачуна (второе имя Чернобога) приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от астрономического дня зимнего солнцестояния 19, 20, 21, 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

Считалось, что в этот день берёт свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами. Славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЭТОТ ДЕНЬ?

В день зимнего солнцестояния засыпает крайняя стихия Огонь 🔥и проснётся она уже только на день летнего солнцестояния 21 - 22 июня. В период с 21 декабря и по 1 февраля ни одна стихия не работает. Заснули воздух, вода, земля и вот крайняя стихия угасает в этот день. В этот день гадают, смотрят будущее, общаются с духами и так далее ПОЧЕМУ⁉️

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ЭТОТ ПРАЗДНИК в НАРОДАХ и узнаем почему же так?


❄️ЙОЛЬ❄️

Несомненно, из всех древних празднеств Йоль (др.-сканд. jól, др.-англ. ġéol) — самый главный, самый священный и самый могущественный зимний праздник. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров. Те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — наездники Асгарда) или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и обозреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве — это, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова Йоль теряется в глубине веков (Юла). Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».


По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов». Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов, и вращается веретено богини Судьбы.

У англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (в зависимости от года — с 19 по 22 декабря). Эта ночь называлась "материнской" и раньше, судя по всему, была посвящена ритуалам. В настоящее время ее встречают, проводя вечер в кругу семьи.

❄️Йоль — это, конечно же, зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали 🔥«костер Йоля» и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

🔥Костёр Йоля во Французской культуре выродился в торт Рождественское полено.

ТОРТ/ДЕСЕРТ во Франции Рождественское Полено ( фр. bûche de Noël )

В эту ночь на пороге в дом и окнах раскладывались хвойные лапы для отпугивания духов, поэтому в Европе сохранилась традиция на двери вешать хвойные венки и раскладывать на подоконники окон хвойные лапы (уже имитации). 🔥Костёр Йоля разжигался в камине, где поджигалось священное полено, которое должно было гореть всю ночь. И это полено хранилось весь год до следующего Йоля, как оберег от злых сил.

Начиная с XII века во Франции появилась традиция в канун Рождества изготовлять всей семьей во дворе дома из свежей древесины (как правило, вишнёвого дерева) рождественское полено. С определёнными церемониями его торжественно заносили в дом. Глава семьи поливал его маслом и подогретым вином, и вся семья воздавала молитвы. Маленькие девочки поджигали полено с помощью щепок, оставшихся от полена предыдущего года (согласно поверию, зола и щепки, остававшиеся от сжигания рождественского полена, хранили дом от молний и проделок дьявола в течение года; поэтому их тщательно собирали и хранили). Считалось важным, чтобы у всех, кто участвует в процессе поджигания нового полена, были чистые руки. Постепенно традиция сжигания полена отмирала, хотя и сегодня в домах, имеющих камины, её придерживаются. Но большинство французов украшают свой стол маленьким макетом рождественского полена и оформляют в виде рождественского полена некоторые блюда. Так что в наши дни бюш де ноэль — это праздничный шоколадный рулет, украшенный сахарными фигурками и листьями. В Германии бисквитный торт-рулет носит название «дуб Бисмарка»

Рождественское полено сквозь века, с дохристианских традиций.

Заканчивается Йоль на «Двенадцатую Ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря) или же 31 декабря — 1 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось известное суеверие — «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи». А самые сильные слова те, что сказаны в эту ночь.


❄️БАДНЯК❄️

Бадняк (сербохорв. Бадњак / Badnjak, серб. Весељак / Veseljak, макед. Бадник, болг. Бъдник) — у южных славян полено, сжигаемое в Сочельник на очаге, и название соответствующего обряда. По названию обряда сербы, хорваты и болгары называют Сочельник — Бадни день или Бадни вечер (серб. Бадњи дан / Badnji dan, Бадње вече / Badnje veče; хорв. Badnja večer; болг. Бъдни вечер).

Обряд распространён в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, в западной, южной и центральной Болгарии, Северной Македонии, Хорватии и отчасти Словении. Первые сведения о Бадняке относятся к XIII веку (Дубровник, Хорватия). Аналогичные традиции существовали у греков и в западном Средиземноморье — во Франции и Испании, а также в Англии (англ. Yule log)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

Имя Бадняк этимологически родственно русским словам бдение, будний — поскольку все ритуалы, связанные с ним, прикручены теперь к ночи в канун Рождества (корень этих русских слов обозначал прежде канун праздника, бодрствование).

По мнению В. Н. Топорова, Бадняк связан с образом Змея у корней Мирового древа, о чём свидетельствует сходство этого слова с именами древнеиндийского змея Ахи Будхнья и греческого Пифона. «Сожжение Бадняка в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнём змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и тому подобное».

Топоров и поддерживающий его Вяч. Вс. Иванов сопоставляют сжигание Бадняка с ритуалами Нового года в ближневосточных традициях, где присутствовал образ Змея, символизирующего хаос и сжигаемого, что говорит о победе космического порядка. В связи с этим отвергается традиционная трактовка этимологии и самого имени Бадняка, и связывавшегося с ним будний. Происхождения данных слов объясняется через индоевропейский корень *budhn со значением «дно, нижняя часть, корень».

Л. С. Клейн не считает первичным значение «низ», а склоняется к традиционному толкованию — название колоды бадняк произошло от праздничной церемонии бдения.

СУТЬ ОБРЯДА

Как правило, Бадняк вырубается из дуба. Иногда Бадняку придают некоторые антропоморфные черты (например, бороду). Бадняка называют старым богом, он представляется воплощением уходящего, старого года, в противоположность Божичу, молодому богу, соотносимому с новым годом и молодостью.

Согласно традиции, Бадняка торжественно вырубают в лесу, приносят в дом, при этом уважительно обращаясь к нему «Свети бадняче». Пол в доме устилается соломой, а Бадняка поливают вином, мёдом, посыпают зерном и сжигают под молитву, обращённую к нему. Бадняк в данном случае, при сожжении, представляет собой старый год со всеми его проблемами и несчастьями, который сжигают, освобождая почву для года нового, с его надеждами и новыми начинаниями. Также существовал ритуал выбивания искр из горящего Бадняка, сопровождающийся магической формулой — пожеланием умножения скота по числу искр.

Д. К. Зеленин толкует обряды бадняка «как зимний вариант обрядов майского дерева, то есть восходящего к «тотемизму» обрядового внесения в селение растительного тотема. Обряды бадняка всюду носят узкосемейный характер, чем выдаётся их новизна по сравнению с тем же майским деревом».

А. Б. Страхов высказал предположение, что обряд вырубания и сжигания рождественского полена, известный многим европейским народам, представляет собой инсценировку евангельских строк: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.


ИТОГО

Что мы видим? Мы видим как РЕЛИГИЯ захватывала в себя все традиции дохристианских народов.